Логотип


СЕКЦИЯ "ИНЖЕНЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАБИЛЬНОСТИ И КОНВЕРСИИ"
РОССИЙСКОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ АКАДЕМИИ

Историческая справка
Структура
Научные направления
Реквизиты
Экспертиза и оценка
Стратегическая стабильность
Двойные технологии
Сборник трудов
Книги
Содержание журналов по номерам:

Содержание журнала "Стратегическая стабильность" №1 - 1998 г.



Л. И. Волков
(полный текст статьи в формате TXT - 23Kb)
ПЕРВЫЕ ШАГИ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ
Военная реформа, о которой так много говорили, которую долго ждали, началась, но отнюдь не так, как предлагала наука. Сначала нужно было бы определить политические цели реформирования и дальнейшего развития страны, что до сих пор не сделано. Исходя из них, поставить задачи внутренней, а затем и внешней политики государства, направления обеспечения национальной (не надо бояться этого слова) безопасности. После этого разработать военную доктрину и программу военной реформы, а затем уж программу реформирования Вооруженных сил.
За то, что военные не смогли до сих пор представить концепцию военной доктрины, безусловно, несет ответственность и политическое руководство страны, не обеспечившее необходимых исходных данных. Представляется правомерным решение, принятое новым министром обороны маршалом И. Сергеевым начать реформирование армии с назревших преобразований, опираясь на утвержденный президентом замысел реформ…


В. В. Василенко, Г. А. Кузнецов
МИССИЯ РОССИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЯДЕРНОГО ПАРИТЕТА В КАНУН ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
С некоторой долей условности можно утверждать, что поисками ядерного паритета Соединенные Штаты и ранее СССР, теперь РФ, занимаются на протяжении всего периода существования ядерного оружия (ЯО). Однако, само состояние паритета прежде всего американской стороной до конца 70-х - начала 80-х годов понималось весьма своеобразно и должно было означать превосходство сил "свободного мира" над "красной угрозой" для глобального "сдерживания коммунизма". В Советском Союзе достижение количественного равенства в ядерных вооружениях с НАТО рассматривалось как непременное условие проведения "миролюбивой внешней политики", демонстрация жизнеспособности идей социализма.
Таким образом, преимущественно идеологические противоречия подпитывали соревнование сторон в области наращивания количества и совершенствования боевых возможностей, известное как гонка вооружений. К середине 80-х годов, когда гонка вооружений была приостановлена, в группировках стратегических наступательных вооружений (СНВ) сторон насчитывалось 22 тысячи ядерных боезарядов, еще примерно вдвое большее количество боезарядов меньшей мощности было размещено на тактических и оперативно-тактических носителях, баллистических и крылатых ракетах средней дальности…


М. Я. Гацко
ХАРАКТЕР И ИСТОЧНИКИ ВНЕШНИХ УГРОЗ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Кардинальные геополитические изменения последнего десятилетия ХХ века свидетельствует о том, что мир вступил в фазу очередной глобальной трансформации. Уже более пяти лет он живет в новых условиях перехода к полицентричности, формирование которой сопровождается обострением экономических, геополитических, этноконфессиональных, демографических и прочих противоречий между центрами силы и мировыми цивилизациями. Усилилась тенденция разрешения противоречий с применением военной силы, что привело к дестабилизации обстановки в мире. Мир не стал безопаснее, напротив, потеряв при распаде двухполюсности точку своего равновесия, он оказался перед фактом роста конфликтности, вызванной столкновением жизненно важных национальных интересов ведущих государств мира. Наметилась тенденция расширения конфликтного пространства и его распространения на зону жизненно важных национальных интересов России.
В сложившихся условиях произошло значительное снижение уровня национальной безопасности Российской Федерации. В силу ухудшения геополитического положения происходит обострение потенциальных угроз военной безопасности нашему государству. Проследим развитие этих негативных процессов по основным геостратегическим векторам: западному, восточному, южному и северному…


А. Н. Светиков
(полный текст статьи в формате TXT - 15Kb)
ПРОБЛЕМЫ ДОГОВОРА О НЕРАСПРОСТРАНЕНИИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ К КОНФЕРЕНЦИИ 2000 ГОДА
Со времени первого применения ЯО в Хиросиме и Нагасаки это средство массового уничтожения парадоксальным образом и ценой огромных издержек, денежных затрат и человеческих страданий - внесло свой вклад в глобальную стратегическую стабильность.
Страх, порожденный этим оружием, способствовал тому, что оно больше никогда не было применено вновь. В свете больших изменений, произошедших в мировом порядке за последние несколько лет, есть основания надеяться, что мы можем создать более безопасный мир, избавленный от угрозы ядерного уничтожения. Эта перспектива может стать реальной, если в основе ее будет по-прежнему превалировать "режим нераспространения". Центральным элементом этого режима является Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который был заключен 1 июля 1968 года и вступил в силу 5 марта 1970 года. Он стал самым широко признанным и практически единственным международным инструментом контроля над вооружениями. Участниками Договора являются 186 государств.
Договор зиждется на явно выраженной сделке между государствами обладающими ЯО и теми странами, которые ЯО не имеют. Последние согласились отказаться от приобретения ЯО при условии, что ядерные державы будут, согласно статье VI ДНЯО "в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению"…


А. Н. Безгинов, Б. А. Коняхин, А. В. Костюк,
С. Корзун, Б. Тузмухамедов
(полный текст статьи в формате TXT - 32Kb)
ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ
1. Общие принципы регулирования
Регулированию подлежат такие виды деятельности, как разработка, испытания, производство и применение новых ОМП. Методами регулирования могут быть ограничение, сокращение, запрещение соответствующих средств или видов деятельности.
Что касается юридической формы регулирования, то это может быть классический договор, закрепляющий обязательства сторон и предусматривающий порядок обеспечения их исполнения, или документ, облекающий договоренность в юридически более "мягкую" форму, предполагающую не столько юридические, сколько морально-политические последствия неисполнения. Примером последнего может быть договоренность 1987 года, установившая руководящие принципы передачи оборудования и технологий, касающихся боевых ракет, известная как "Режим контроля за ракетными технологиями".
За основу определения ОМП примем формулировку, предложенную в 1977 году СССР, которая к новым видам и системам ОМП относит "оружие, которое может быть создано в будущем на основе либо известных ныне научно-технических принципов, не находящих до сих пор в отдельности или в совокупности применения для создания оружия массового уничтожения, либо научно-технических принципов, могущих быть открытыми в будущем, и которое будет обладать свойствами, сходными или более сильными по разрушительному и (или) поражающему действию с известными видами оружия массового уничтожения"…


В. В. Старухин, Г. А. Кузнецов
(полный текст статьи в формате TXT - 32Kb)
КОНЦЕПЦИЯ ЯДЕРНОГО СДЕРЖИВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Благословен будет ядерный щит, ибо другой мы создать не можем
Актуальность сокращения ядерных арсеналов
Теория и практика строительства стратегических наступательных вооружений к началу 80-х годов позволили как в СССР, так и в США прийти к следующим выводам, которые оказали и оказывают решающее влияние на развитие ядерных вооружений двух стран.
1. Ни одна из сторон не в состоянии сломать достигнутое военно-стратегическое равновесие. Понимание руководством двух стран невозможности сохранения своего государства при ядерном нападении на другое впервые проявилось во время Карибского кризиса и укреплялось по мере выравнивания ядерных потенциалов сторон.
2. Каждый новый раунд гонки вооружений требует все больших расходов и становится все более обременительным для экономики государства. Сравнительный технико-экономический анализ создания и совершенствования образцов вооружения и военной техники стратегических сил показывает, что разработка и развертывание ракетного комплекса нового поколения в сопоставимых ценах обходится в несколько раз дороже, чем однотипного комплекса предшествующего поколения.
3. Большее количество боеголовок не означает большей безопасности. Способность современных группировок ядерных сил выполнить задачу сдерживания применительно к другому ядерному государству определяется прежде всего гарантированностью ответных действий, выживаемостью средств доставки ядерного оружия и системы боевого управления, и только потом - числом зарядов в исходном составе группировки…


В. И. Ковалев, В. В. Кузнецов
(полный текст статьи в формате TXT - 12Kb)
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ КОНТРОЛЯ ЗА РАКЕТНОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ
3-6 ноября 1997 года в Токио состоялось пленарное заседание Режима контроля за ракетной технологией (РКРТ), участником которого является Российская Федерация. В ходе работы группы технических экспертов (ГТЭ) были согласованы новая структура и большинство формулировок технического приложения РКРТ, содержащего перечень контролируемых технологий, оборудования и материалов.
Вместе с тем российская сторона отложила принятие ряда позиций и новых предложений Великобритании и США в связи с необходимостью их проработки. Предполагается данные вопросы рассмотреть на заседании ГТЭ в феврале 1998 года.
Изучение несогласованных формулировок по перечню оборудования и материалов, подлежащих контролю (редакция 06.11.97г.), позволяет сделать вывод о том, что все они относятся к программному обеспечению…


С. Ю. Малков
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Проблемы стратегической стабильности нашего общества невозможно рассматривать вне контекста происходящих в нем социально-экономических процессов. Между тем существующая научная база анализа этих процессов чрезвычайно ограничена и основана в основном на эвристических подходах. Это обусловливает чрезвычайный разброс и субъективизм высказываемых различными авторами оценок одних и тех же социальных явлений. В наше динамичное, переломное время крайне необходимы объективные, основанные на математическом моделировании методы изучения динамики социально-экономических систем.
Развитие методов математического моделирования социальных процессов - одна из наиболее актуальных, но и наиболее сложных научных проблем. Сложности обусловлены следующими причинами: динамической неустойчивостью социальных процессов, являющейся следствием конфликтности отношений субъектов; переменчивостью настроений и мотивов поведения активных участников изучаемых общественных явлений; слабой предсказуемостью "человеческого фактора", влияющего на ход событий…


В. И. Милованов
ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВОЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
В Институте философии Российской академии наук 16-17 декабря 1997 года состоялась международная конференция "Ядерная безопасность: гуманитарные и социальные аспекты". Конференция была организована Российским фондом фундаментальных исследований, Министерством РФ по атомной энергии, Институтом философии РАН. Она обсудила следующие фундаментальные проблемы государственного, военного и народнохозяйственного строительства под углом ядерной безопасности:
1. Глобальное измерение ядерной безопасности.
2. Теория ядерной безопасности.
3. Социальные и военно-политические структуры ядерной безопасности.
4. Экономика ядерной безопасности.
5. Социально-философские аспекты ядерной безопасности в структуре военной безопасности…


СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США В НОВОМ ВЕКЕ?
A National Security Strategy for a New Sentury
Предисловие
Обеспечение безопасности нашего народа, территории, образа жизни является моей наиважнейшей задачей и конституционным долгом. Вступая в XXI век, мы имеем беспрецедентную возможность обеспечить большую безопасность и процветание нашей нации. Наша военная мощь уникальна; динамичное развитие глобальной экономики способствует росту количества рабочих мест в Америке и увеличению американских инвестиций; растет количество демократических государств, что благотворно влияет на политическую стабильность, мирное разрешение конфликтов и укрепляет надежды народов всего мира. В то же время. перед нами стоят беспрецедентные по своей сложности угрозы. Этнические конфликты и государства, не выполняющие международные соглашения, подрывают региональную стабильность; терроризм, наркотики, организованная преступность и распространение ОМП - вызывают всеобщее беспокойство, преодолевающее границы национальных государств. Ущерб окружающей среде и быстрый рост населения подрывают развитие экономики и политическую стабильность многих стран…


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ПЛУТОНИЯ: КОНЦЕПЦИЯ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, ФИНАНСИРУЕМОГО ИЗ СРЕДСТВ, ВЫРУЧЕННЫХ ОТ ПРОДАЖИ ВЫСОКООБОГАЩЕННОГО УРАНА?
США, бывшие республики СССР и другие страны заняты в долговременной совместной программе по совершенствованию системы безопасности и учета оружейного материала бывшего СССР. США и Россия договорились о постройке на заводе "Маяк" современного хранилища для расщепляющихся материалов из демонтированных боеголовок.
США согласны поместить под гарантии МАГАТЭ 200 тонн излишков оружейных ядерных материалов (ЯМ): около 175 тонн высокообогащенного урана (ВОУ), 38 тонн оружейного плутония и 13 тонн плутония для ядерных электростанций. Прежняя система нераспространения информации об ЯО может оказаться не действенной. Необходимо или кардинально изменить подходы к гарантиям, или перерабатывать излишки в условиях открытого инспектирования.
За это время США и Россия должны разработать двустороннюю программу инспекций запасов плутония и ВОУ, извлеченных из боеголовок. В ходе их проведения будет рассекречена определенная информация об ЯО, которая не должна повлиять на безопасность других ядерных стран…


КОНТРОЛЬ И ПРОВЕРКА ДОГОВОРА О ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕМ ЗАПРЕЩЕНИИ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ
В мае 1995 года действие Договора по нераспространению ядерного оружия приняло бессрочный характер. Подписавшие его стороны признали, что распространение ЯО угрожает безопасности как ядерных, так и безъядерных государств. Ведутся переговоры по заключению Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Сейчас ядерные испытания продолжает только Китай.
В августе 1995 года Президент Клинтон заявил, что США готовы заключить ДВЗЯИ с так называемым нулевым порогом мощности. На это Президент Ширак ответил, что по завершении последней серии испытаний (шесть взрывов с сентября 1995 года по январь 1996 года) Франция будет добиваться заключения ДВЗЯИ с запретом испытаний любой мощности. Ранее эти страны обсуждали возможную допустимую для ДВЗЯИ величину порога мощности ядерного испытания, которая может лежать в диапазоне от 2 килограммов до 500 тонн тротилового эквивалента…

© sip ria   На главную |  О Секции |  Услуги |  Издания |  Новости